Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Цахуры
Цахуры

Районы          Села         Писатели         Герои         Реки           

До настоящего времени напротив селения Цахур сохранились остатки дорог и подпорных стен на северных лесистых склонах горы "Йыкъхна сирть", которые были построены "неверными". Также сохранились названия мест, как "Халешина чIум", что в переводе означает осыпь "неверных". Говорят, что арабы переименовали первое оказавшее сопротивление село на "Гельмез", что на тюркском языке означает "непокорное". Отсюда и пошло название села Гельмец. По другим источникам, Гельмец в переводе означает язык гелов, где гел - это племена, населяющие древнюю Кавказскую Албанию, мец- поцахурски язык.Не доезжая до сел. Цахур, есть у дороги небольшая равнина (со стороны Азербайджана), под названием "Хвалешин майдан". Рассказывают, что здесь когда-то было селение, которое разорили арабы, а место его расположения предали огню и осквернению, назвав "Халешин майдан", т.е. площадь неверных. У жителей села Микик сохранилось предание, согласно которому многие из обитателей этих мест в знак протеста совершенному злодеянию покинули Горный Магал и переселились к цахурам – христианам Азербайджан


В конце XI в. по приказу Низам – ал - Мулка (1018-1092) - знаменитого и всесильного визиря государства Сельджуков, в Цахуре было построено медресе, находившееся в то время в цветущем состоянии. Во всяком случае автор обширного космографического трактата "Аджиаб ал - махлукат, ва гарараиб ва маджудат" (Чудеса тварей и диковинки существующего) - Закарья аль Казвини (1203-1283) пишет о медресе в Цахуре: "...а при нем имеется учитель и факихи…, рассказывают, что они перевели "Компедий Музани", на язык Лакзан и подобно этому "Книгу имама ал Шафии" и занимаются ими обеими".22 По второй версии, когда Кумух становится объектом монгольского разорения в XIII в., возможно, его правители шамхалы вынуждены были перенести свою резиденцию из Кумуха в Цахур


Предположение о переселении центра шамхальства из Кумуха в Цахур основывается еще на узах дальнейшего сотрудничества и последующего родства между правителями Кумуха и Цахура. В целях укрепления своих династических отношений они заключали между родственниками правителей взаимные браки. Например, правнук цахурского правителя Али-бека Алхасбек был женат на сестре Сурхай-хана из Кумуха, сын Алхасбека Ахмедбек находился в супружестве с Тути-бике - дочерью Сурхай-хана. По утверждению Булатовой А. Г., "первым Кумухским хахлавчи (правителем) на собрании феодальной знати был избран Али-бек из побочной ветви семьи шамхалов, оставшейся в Кумухе", он был цахурцем.Все же сомнительны эти версии. Если поверить арабским источникам (Закарья ал Казвини), то в XIII в. Цахур был самым большим городом Дагестана, т.к. имел 12000 дворов, примерно его население составляло около 60000 человек.


По одной легенде - Цахур был разрушен и сожжен в древности два раза, и его еще раз разрушат и сожгут, после чего он вернет себе былое величие и процветание. Ни один народ Дагестана и Армении, Ширвана и Грузии не подвергался таким бедствиям, как цахуры. Два раза были разрушены и сожжены до основания почти все населенные пункты, полностью был уничтожен и угнан скот, истреблены более половины жителей.


Ади (Али) Куркулу-бек правил здесь более 35 лет с 1562 по 1598 год и сумел обеспечить определенную независимость Цахурского владения. Находился во внешних сношениях то с персидскими шахами, то с турецкими султанами, придерживаясь их политической ориентации, но и значительно расширил владения за пределами Дагестана. Новый правитель продолжал сохранять былую приверженность Цахура к своим союзникам - Ахтыпаринскому и Рутульскому союзам сельских обществ, Казикумухскому и Ширванскому ханствам. Такой союз обеспечивал общую безопасность в верховьях Самура и каждого в отдельности, хотя с определением у каждого общества своего правителя. Такой акт иногда носил нереальный характер. О силе цахурского владетели того времени сообщает


Начало XVIII века в истории цахуров ознаменовано важнейшими политическими событиями, в частности, борьбой народа против иранского и турецкого владычества. Эта ожесточенная борьба тесно переплетается с историей соседних с цахурами аварцев, лезгин, даргинцев, лаков, татов, талышей и курдов. Все эти народы надеялись на помощь России в своей борьбе с вековыми угнетателями. Русское правительство тоже имело свои интересы на Кавказе и было не прочь протянуть руку помощи. Начало войне народов Дагестана с Ираном и Турцией положило восстание в Цахурском султанстве, где проживали цахуры, лезгины и аварцы. Восстанием, начавшимся в 1707 году, руководил султан Цахурский Али-султан. Первоначально в борьбе с Ираном он получил поддержку со стороны турок, и ему удалось освободить от сефевидских наместников обширные территории, вплоть до левого берега Куры. Это восстание перекинулось на лезгинские земли.



Предыдущая страница       1       2   

Рейтинг@Mail.ru