Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Цахуры
Цахуры

Районы          Села         Писатели         Герои         Реки           

Особую благодарность мы хотим сказать студентке ВолгГМУ   Заире Гасановне


Цахуры


Цахуры - один из коренных народов Кавказа. Самоназвание – йихъби1.Язык цахуров ближе к удинскому, будухскому и рутульскому языкам. Как писал А.Комаров, этноним народа "цахи" - цIаIх происходит от главного селения цахур. В названии цIаIх выделяется корень цIаI- цIа- огонь. И по данным Е. Шиллинга, название цахигали происходит от аула Цахур. Кроме того, цахуры расселены в других аулах Рутульского района Республики Дагестан - Гельмеце, Микике, Курдуле, Мишлеше, Муслахе, Джыныхе, Кальяле, а также в аулах Закатальского, Кахского и Белоканского районов Азербайджана. Цахуры занимают ущелье в верховьях реки Самур, так называемый Горный Магал, а также южные склоны Главного Кавказского хребта. Исторически цахурскими являлись и селения Алазанской долины, впоследствии утратившие цахурский язык. Территория, заселенная цахурами, географически целая, разделенная Главным Кавказским хребтом на две части. Цахуры граничат на востоке с рутулами, на севере - с лаками, на северо-западе - с аварами, на юге - с азербайджанцами и грузинами.


Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум и Лякит (Кахский р-н Республики Азербайджан): а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в. , б) в Ляките- развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.


Большая часть цахуров (70%) живет на северо-западе Азербайджана, в составе Закатальского и Кахского районов. Несмотря на свою малочисленность, цахуры имеют многовековую историю. История цахуров тесно переплетается с историей племен Кавказской Албании, историей народов Дагестана и Азербайджана. По единодушному утверждению историков Дагестана и Азербайджана, Кавказская Албания (согласно армянскому выговору Агования) представляла обширную для того времени страну, куда входили северные области Азербайджана - это Заалазанская Кахетия и юго-западные районы Дагестана. Большую часть территории Албании составляли горы (Албания происходит от слов "алб", "альпы" - "горная страна"), где жило воинственное население, прочно державшее под своим контролем перевалы Главного Кавказского хребта.Большинство перевалов Главного Кавказского хребта на территории древней Албании находятся на территории расселения цахуров - это Курдюльский (в переводе с тюркского - волчья тропа, дорога), Аттагайский (Балдурганский), по которому были проложены дороги для гужевого транспорта, т.е. для повозок и фургонов (остатки дороги сохранились и поныне), и Диндийский перевал, который работал круглый год.


Как считает А. Г. Гаджиев, из всех групп народов Дагестана наиболее резкие отличия обнаруживают цахуры, в сложении которых географические вариации низменности стали преобладать над вариантами горности. Отсюда следует опять же вывод - цахуры больше времени в своем развитии или формировании жили на низменности. Следовательно, с падением Кавказской Албании цахуры, окончательно отколовшись, постепенно обособляются от других племен былого единения и формируются в самостоятельную народность, со своим языком, с отдельной территорией и хозяйственной самостоятельностью. Большая часть оттесненных цахуров присоединяются к своим родичам - дагестанских цахурам, поскольку они в VII-VIII веках вначале персами и хазарами, а затем арабами подвергались разорению. Цахуры как жители верховья Самура упоминаются в письменных источниках VII века под названием "цахайков". По утверждению Тревера К.В., в 660 г. Албания была подвержена новому грабежу и нашествию со стороны хазар, но народ не дал им углубиться. Через несколько лет хазары повторили свой набег, видимо, внезапно. Им удалось перейти Куру (река) и увезти в плен не только албанов, но и армян, угнать пришедшие на зимовку стада овец. В 684 г. хазары вновь опустошили Албанию. В 30-х годах VIII века Мерван (арабский эмир), а затем Халиф Мерван II подвергли Албанию опустошению.


Раннефеодальное политическое объединение цахуров в начале VIII в. становится ареной борьбы между арабами и хазарами. Как известно, наряду с усилением экспансии Арабского Халифата в южном Дагестане, возрастает влияние хазарского государства на севере Дагестана. Местная хроника "Ахты-наме" пишет, что хазары двинулись вглубь гор и дошли до аула Ахты. Осада длилась десять лет. Здесь хазары потерпели поражение от объединенных "эмиров Рутула, Дженыха, Руфика и Тарсы".9 Возможно, подобная помощь цахурских обществ аулам.Ахтыпаринского союза могла быть взаимной и связанной с борьбой за сферу влияния на юге Дагестана между арабами и хазарами.


Цахуры Дагестана не успели окончательно утвердить у себя христианство, как в VII-IX веках начинается новый этап в их истории, связанный на этот раз с исламизацией. Арабская колонизация как низменного, так и горного Дагестана сопровождалась гибкой политикой. Проникновение ислама в Дагестан, по одной версии, началось в царствование Омара Ибн-Хаттаба: в частности, историк Ибн-Асир в книге "Истории начала и конца" пишет, что проникновение ислама в Дагестан началось в царствование Омара Ибн-Хаттаба в 22 году Хиджры. По версии это произошло в царствование Османа Ибн-Аффана в 32 г. Хиджры, когда по приказу халифа того времени Сурака бен Амр по прозвищу Зуннун двинулись сюда войска со стороны Армении.13 Согласно вышеописанному, первыми арабы проникли к цахурам заалазанского Дагестана. При распространении и утверждении новой религии – ислама -среди цахуров арабы столкнулись с двумя противоположными религиями: с одной стороны, с христианством Грузии, а с другой -с григорианством, распространившемся среди, рутульцев. Поэтому арабская администрация действовала активно, чтобы преодолеть влияние противоборствующих религиозных идеологий в верховьях Самура. В Цахуре арабами были учреждены духовные школы - медресе по распространению ислама. "По преданию, - пишет А.Р. Шихсаидов, - для обращения в ислам жителей христиан селений Цахур, Рутул, Хнов сюда прибыли три проповедника из Мекки, и они обратили жителей всех селений, бывших христианами, в ислам, причем новая религия принималась просто".


1       2       Следующая

Рейтинг@Mail.ru