Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |
Татары
Внутреннее убранство традиционного жилища состояло из разостланных паласов и ковров, пуфиков и подушек, спальных принадлежностей, кухонной утвари, а также развешанных по стенам одежды, оружия, конской сбруи. В традиционной одежде татов отразилось заметное влияние азербайджанской культуры. Мужчины носили рубахи и узкие штаны из домотканого сукна, с XIX в. рубахи шились уже преимущественно из сравнительно дешевых фабричных тканей. Верхней плечевой одеждой служил архалук, нередко черкеска с газырями. Овчинных шуб таты не носили. Голова покрывалась овчинной папахой, на ноги надевались сапоги с высокими или укороченными голенищами. Женщины носили длинные туникообразные рубахи и широкие в шаге штаны. Среди женщин распространены были и отрезные по талии модели платьев, а также распахнутое сверху донизу приталенное платье с длинными широкими рукавами и широкой юбкой. Женский архалук, нередко стеганный на вате (зимний вариант), шился в основном из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. Голова покрывалась чепцом-накосником чухту, украшенным у девушек и молодых женщин серебряными монетами, цепочками и розетками. На чухту надевался легкий шерстяной или шелковый платок, поверх которого набрасывался большой по размерам тяжелый платок, нередко с бахромой. Длинная и широкая шаль, укутывавшая женщину с ног до головы, довершала убор. На ногах женщины носили сафьяновые, бархатные, парчовые башмаки с каблуками и без них. Женщины-татки любили украшать себя бусами, кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, ожерельями, изделиями типа колье, кулона и т.д. - золотыми и серебряными. Пища татов была разнообразной: мучной, мясной, молочной. Квашеный хлеб пекли в тандыре, неквашеный - на плите или сковороде. Распространены были разного рода супы: на мясном бульоне, с курицей, овощные, молочные, суп с лапшой и др. Нередко к столу подавались постные пловы, приправленные муссами, сиропами, молочными, овощными и плодовыми подливами. Нередко блюдом у татов был и хинкал с чесночной, бульонной или кисломолочной подливой. Обильно потреблялись овощи, фрукты, огородная зелень. Из фруктов на местах изготовлялся довольно крепкий спиртной напиток типа араки. Специфическая особенность национальной кухни татов - тяготение к специям, пряностям, солениям и маринадам. Особенно широкое потребление, к примеру, получил маринованный, очень острый стручковый перец. В основе традиционной этики поведения татов лежало стремление продемонстрировать уважительно-доброжелательное отношение к собеседнику, встречному, не теряя при этом своего достоинства. Уважительное отношение к старшему вообще, в частности к старшему родственнику, лежало во главе угла норм общественного поведения. Согласно сложившимся нормам, группа беседующих татов как бы совершенно не замечала проходящей мимо женщины, девушки. Тем не менее, при ее приближении шутки и смех на время прекращались, прерывался разговор. Возобновлялось прежнее общение после некоторого отдаления проходящей. Впрочем, правила благовоспитанности требовали от девушки или молодой женщины обходить по возможности стороной подобные собрания. С детских лет подрастающему поколению прививались такие чувства, как учтивость, сдержанность в речах и поступках, скромность, доброжелательное отношение к односельчанам и родственникам и др. В духовной культуре народа много общедагестанских черт, наблюдается здесь также и азербайджанское влияние. Последнее наиболее отчетливо отразилось в фольклоре. У татов-мусульман были примерно те же рудименты домо- нотеистических представлений, что и у остального большинства дагестанцев. Как и другие мусульмане Дагестана, таты-мусульмане торжественно отмечали и отмечают сейчас такие религиозные праздники, как день поминовения родных и день окончания поста: люди одеваются в праздничные одежды, посещают родных, близких и односельчан с подарками и поздравлениями, устраивают коллективные моления и трапезы и пр. В начале третьей декады марта празднуются дни начала весны: накрываются праздничные столы, разжигаются костры, исполняются песни и танцы, повсюду царят шутки, смех и розыгрыши. Согласно полевым данным, до начала первых десятилетий XX в. в татской среде бытовал обычай сжигания на новогодних кострах небольшого антропоморфного соломенного чучела, в чем усматривается прямая связь с доисламскими представлениями. Народные лекари знали целебные свойства многих культурных и диких растений и успешно использовали эти знания в лечебной практике. Песенный фольклор по мелодике и содержанию несет печать азербайджанского влияния. Плачи и причитания по покойному звучали как на татском, так и на азербайджанском языках. Современные таты посредством русского и азербайджанского языков приобщены к культурным достижениям мировой цивилизации. Огромна тяга подрастающего поколения к учебе, знаниям. По приблизительным подсчетам, почти 25% выпускников средних школ продолжает учебу в вузах республики, до 40% их поступает в средние специальные учебные заведения. Предыдущая 1 2 3 4 |