Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |
Татары
Основной формой семьи была малая семья. Неразделенные семьи в среде татов - явление чрезвычайно редкое. Глава семьи - мужчина, муж и отец. В случае отсутствия главы (отход, торговля) его функции автоматически переходили к старшему сыну. Традиционно многодетность у татов приветствовалась, однако число детей в семье не превышало, как правило, трех-четырех человек, в подавляющем большинстве семей было два-три ребенка. Женщина (жена, дочь, сестра) по отношению к мужчине (мужу, отцу, брату) занимала подчиненное положение. Авторитет главы семьи высок и непререкаем. В современной семье отношения супругов строятся на основе равноправия и взаимного уважения. Главой семьи по традиции продолжает оставаться мужчина. Его авторитет перед детьми хотя уже и не несет следов патриархальной авторитарности, все еще достаточно высок. В татской среде кроме брака посредством сватовства традиционно бытовали браки похищением, обменный брак, колыбельный сговор, обручение малолетних, формы левирата и сорората. Сторона жениха выплачивала родителям невесты калым в вещевом или денежном выражении. Состав и размер калыма оговаривался до свадьбы. Кроме того, по обычаю жених платил матери невесты "молочные деньги". Предпочтение отдавалось бракам между двоюродными, троюродными и четвероюродными братьями и сестрами и другими родственниками. Как невеста и жених, так и молодые супруги неукоснительно придерживались обычаев избегания и семейных запретов: невеста избегала встреч с родственниками и родственницами жениха (мужа), не называла мужа и его родственников по именам, не подходила к мужу с вопросом или по делу в присутствии посторонних и т.д. Обычаев избегания и запретов придерживался также и жених. Браки между родственниками бывают и в наши дни, но все реже и реже. Калым как таковой в наши дни выплачивается реже, чаще соблюдается обычай делать невесте дорогие свадебные подарки (одежда, украшения, утварь и пр.). Семейные запреты и избегания своего значения не утратили, хотя они сейчас и бытуют в упрощенном и менее жестком варианте. Как и некоторые другие группы населения Дагестана (горские евреи, кубачинцы, губденцы, балхарцы), таты представляли собой относительно закрытую субэтническую общность: внеэтнические браки у них были крайне редким явлением. В последующем, с конца XIX - начала XX в., таты стали активно смешиваться с азербайджанцами Дагестана и, как уже указывалось, в значительной степени ассимилированы ими. И в наши дни таты находят своего брачного партнера преимущественно внутри этноса или в азербайджанской среде. Рождение ребенка считалось радостным событием в семье, в кругу родственников. Рождение мальчика, особенно первенца, торжественно отмечалось в семейно-родственном кругу. Большую радость испытывала семья и при рождении мальчика после девочки, тем более - после двух и более девочек. Однако выказывать сожаление, горе, роптать при рождении девочки по морально-этическим нормам не полагалось; к отцу новорожденной и его родственникам это относилось в большей степени, чем к матери и ее родственному окружению. Новорожденного не купали, а обтирали куском влажной шерстяной материи, смачиваемой в чуть подсоленной воде, после чего тело ребенка, за исключением головы, протиралось тампоном из мягкой материи, ваты, пропитанной топленым маслом. В теплой воде ребенка периодически купали только после 36-дневья или 45-дневья. Мальчик проходил обряд обрезания в период от 3 до 30 дней со дня рождения. Все последующие циклы детского возраста (укладывание в люльку, наречение имени, обряды, связанные с первой стрижкой, с появлением и выпадением первого зуба, с первым шагом ребенка и др.) татами отмечались примерно так же, как и другими народами Дагестана. У татов соблюдался обычай одаривания новорожденной предметами женской одежды для взрослого человека (с подтекстом, как нам объяснили: "пусть девочка живет долго"). Однотипны с обрядами и обычаями других народностей Дагестана и составные похоронно-погребально-поминального обряда татов. Можно отметить лишь, что здесь предпочтение отдавалось захоронению не в нише - подобие могилы, а в невысоком (35-40 см) каменном ящике в могиле, перекрываемом каменными же плитами. Традиционное жилище татов - это саманное, саманно-каменное, иногда каменное одно- или двухэтажное строение с плоской крышей и открытой верандой (во всю длину строений). Жилище, как правило, выходит наружу (на улицу, в проулок) глухой стеной: окна, двери, веранды были обращены внутрь двора. Значительное место в строительном деле отводилось турлучным конструкциям: турлучными могли быть внутренние перегородки жилого помещения, тур- лучными были в основном и хозяйственные помещения, загоны, ограда и др. Рядом с домом находились хозяйственные службы: хлев, сеновал, складские помещения, курятники и пр. Почти в каждом дворе имелась емкость с запасом воды для полива, иногда это был небольшой, обложенный камнями бассейн. Здесь же, под легким навесом, размещался род летней кухни с тандыром для выпечки хлеба. Как правило, небольшой приусадебный огород и сад в несколько деревьев составляли единый комплекс усадьбы за общей изгородью. Предыдущая 1 2 3 4 Следующая |