Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |
Татары
Однозначного мнения в отношении состава татского этноса в историко-эт- нографической литературе все еще не сложилось. Так, вслед за Й. Черным М.В. Мататов, Х.Д. Авшалумов и другие считают, что этноним "таты" объединяет татов-иудаистов (больше известных как горские евреи), татов-мусульман (здесь - собственно татов) и татов-григорян (армяно-григорян, живущих в основном за пределами Дагестана). Иные исследователи вслед за И.Ш. Анисимо- вым полагают, что таты и горские евреи - это два самостоятельных этноса, различных по происхождению, языковым особенностям, вероисповеданию и культуре Официальные переписи сведений о динамике численности татов не дают, так как упомянутая выше путаница мешала получению объективных данных. Кроме того, многие таты записывались как азербайджанцы, что никак не способствовало прояснению хотя бы исходных данных демографической ситуации. Говоря о татах, следует отметить, что основным видом их традиционного хозяйства являлось земледелие. Из злаков выращивалась главным образом пшеница, с XIX в. - кукуруза. Хорошо были развиты садоводство, виноградарство, бахчеводство, огородничество, большое место занимало, особенно в 40-70-е годы XIX в., мареноводство. Значительная часть сельскохозяйственной продукции поступала, как правило, на рынок. Кроме того, таты содержали крупный рогатый скот (быков, коров, буйволов) и овец, разводили птицу. Многие таты в осенне-зимний сезон нанимались работниками на нефтяные и соляные промыслы, подрабатывали в рыболовецких ватагах. Домашние промыслы и ремесла были развиты. Заметное распространение среди татов получили ковроткачество (рукельские ковры - одни из лучших в Южном Дагестане), сукноделие, шелководство, выделка кожи и сафьяна, производство древесного угля. Таким образом, таты представляли собой тип оседлых земледельцев и стационарных скотоводов. Как и другие народы Дагестана, они входят в Дагестанскую историко-культурную область, в свою очередь являющуюся частью Кавказской историко-культурной провинции. В 30-е годы XX в. таты, как и другие дагестанцы, были организованы в колхозы, где трудились бок о бок с азербайджанцами, даргинцами, кумыками, табасаранами, горскими евреями и др. Современная экономика сельского татского населения вливается в местный агрокомплекс, являющийся составной частью агропромышленного комплекса Республики Дагестан. Незначительное число городских татов, главным образом дербентских, а также проживающих в Махачкале, Хасавюрте, Избербаше и других городах и поселках, из общей массы городского населения ничем не выделяются. В социальном отношении таты Дагестана занимали промежуточное положение между лично свободными узденями и зависимыми раятами. Как и уздени, они имели собственность (пахоту, сенокос, скот, дом с хозяйственными постройками и имуществом и др.) и не несли повинностей типа барщины или услужения феодалу. Но в отличие от узденей, они не имели права на пай из общественных земель (пахоты или сенокоса), обязывались делать феодалу "подношения" и несли иногда повинности типа подводной и вестовой. Семьи татов объединялись в родственные коллективы, каждый из которых имел свое представительство (старейшину) перед джаматом. В вопросах, не касавшихся распределения пастбищ и сенокосов, совершеннолетние таты были равноправными членами сельских сходов-джамаатов. Функции судей у них выполняли собственные старейшины. Если дело выходило за рамки внутриэтнических отношений, оно разбиралось старейшинами джамаата с участием старейшины-тата. Судопроизводство было основано на нормах обычного права (адатах) и на шариатских нормах мусульманского права. В социальном отношении таты между собой были равны, хотя имущественная дифференциация в их среде зашла уже далеко. Условия социальной и политической жизни веками вырабатывали у татского населения внутриэтническую сплоченность и некоторую отчужденность по отношению к иноэтническому окружению. Скупость в средствах мимики и жестов, в средствах речевого общения, эмоциональная сдержанность в какой-то степени выделяет тата из общедагестанской среды и в наши дни. Неторопливые и даже откровенно медлительные сельчане склонны проявлять удивительную трудоспособность, трудолюбие при работе в поле, в саду, в хозяйстве, в общественном производстве. Предыдущая 1 2 3 4 Следующая |