Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Татары
Татары

Татары


Таты - субэтническая общность в Дагестане и Азербайджане, основная часть которой находится в Иране (свыше 300 тыс. человек), близкая к персам по языку и культуре (Люшкевич, 1972. С. 76). Численность татов в Дагестане, по переписи 1989 г., - 12,9 тыс. человек, однако в это число входит, несомненно, и часть горских евреев, называющих себя татами. Этноним "тат" - термин тюркского происхождения, данный кочевниками-тюрками оседлому ираноязычному населению. Верующие таты - в основном мусульмане-шииты, есть среди них и сунниты.


В Дагестане таты были расселены в предгорной зоне, западнее г. Дербента (и в самом городе), более всего в селениях Джалган, Митаги, Камах, Рукель, Зидьян, Бильгады, Мугарты, Гимейди, а также в новых населенных пунктах Хазар и Нижний Джалган. Они живут в них, смешавшись с местным азербайджанским населением, в подавляющем большинстве считают себя (на бытовом и официальном уровне) азербайджанцами. В своих семьях и в селениях Верхний Джалган и Верхний Митаги таты говорят на родном языке, а в остальных селениях - на азербайджанском. В местных школах дети из татских семей в качестве родного языка изучают азербайджанский.В антропологическом отношении таты относятся к малой переднеазиат- ской расе большой европеоидной расы. Говорят они на южном диалекте татского языка, который относится к северо-западной иранской группе индоевропейской семьи языков


Район расселения татов - это прибрежная полоса Юго-Восточного Дагестана и примыкающее к нему предгорье. Собственно в прибрежной полосе таты стали жить с 1960-1970-х годов, с появлением Нового (Нижнего) Джалгана. В целом в районах обитания это сильно пересеченная местность с глубокими оврагами с крутыми и обрывистыми берегами. Лесные массивы здесь разбросаны небольшими участками, в них встречаются дуб, граб, липа, ясень, клен и другие деревья, густые кустарниковые заросли. Природно-климатические условия в значительной степени предопределили направление хозяйственной деятельности татов - земледелие и скотоводство. До Октябрьской революции таты использовали в качестве письменного языка персидский, незначительная часть их владела арабским языком и грамотой. В последующие годы их язык оставался бесписьменным.


Примерно с конца 1950-х годов и до настоящего времени татами нередко называют и горских евреев, что создает в этом вопросе путаницу и значительные сложности. Так, в предвоенные годы оба этнонима считались идентичными, и к концу 1970-х годов более трети горских евреев относили себя к татам, к концу 1980-х годов процесс этот прогрессировал, а в последующий период начался обратный процесс в горско-еврейской среде. Это далеко не случайные явления, поскольку здесь прослеживается прямая связь с определенными антисемитскими настроениями в советской среде (официальной и бытовой), с перестроечными явлениями и демократизацией общественной жизни и общественных отношений, с новой волной подъема этнического самосознания народов и др. Как раз в 1970-1980-е годы были предприняты значительные усилия подвести научную базу под надуманный тезис "таты и горские евреи - это этноге- нетическое единство, искусственно разделенное по конфессиональному признаку".


До второй половины XIX столетия таты входили в состав населения Кайтагского уцмийства и Табасаранского майсумства. С 60-х годов XIX в. они вместе с другими дагестанцами вошли в состав Дагестанской области (в Кайтаго- Табасаранский округ) Российской империи. На территории Дагестана таты расселены в удобных для земледелия районах равнинного приморья и предгорья. Это не могло не повлиять на земледельческую направленность традиционных занятий народа.


Во II - начале I тыс. до н.э. в Юго-Западной Азии, в частности на Иранском нагорье, происходили мощные миграционные волны кочевников-скотоводов. Сложившиеся в результате этого племенные союзы включали в свой состав наряду с местными также и пришлые этносы. Ряд исследователей считает неслучайными генетические параллели татского языка с языками этносов Восточной Мидии (И.М. Дьяконов, Ж.Г. Галотвин, М.Е. Мататов). Появление татов на Кавказе, в частности в Дагестане, связано с экспансией Сасанидов на Восточный Кавказ. С целью обезопасить северные границы от вторжения кочевников иранские властители разместили здесь укрепленные поселения, население которых - воины-колонисты - служило серьезным ограждением от неспокойных соседей. В 387 г. по договору с Византией Иран держал на Кавказе укрепленные поселения и крепости. Предки современных татов на Кавказе как раз и были этими колонистами. Элементы этногенетических связей в какой-то степени сохранились лишь в языке и религии. С периода раннего средневековья в обла- сти духовной и материальной культуры татов преобладают общедагестанские черты с весьма заметным влиянием традиционной культуры азербайджанцев.


1    2    3    4    Следующая

Рейтинг@Mail.ru