Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Горские Евреи
Горские Евреи

Горские Евреи


Горские евреи говорят на северокавказском диалекте татского, правильнее средне-персидского языка, входящего в состав западно-иранской подгруппы иранской группы индоевропейской языковой семьи. Первый исследователь татского языка академик В.Ф.Миллер еще в конце XIX в. дал характеристику двух его диалектов, назвав один мусульмано- татскими наречием (на котором говорят собственно таты – один из иранских по происхождению и языка народов), другой еврейско-татским наречием (на котором говорят горские евреи). Диалект горских евреев получил дальнейшее развитие и идет по пути формирования самостоятельного татского литературного языка. После присоединения Дагестана к России в начале XIX в. положение горских евреев несколько улучшилось: с 1806 г. они, как и остальные жители города г. Дербента, были освобождены от таможенных пошлин.


Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские фундаменталисты ставили свой целью истребление “нервных’, разрушили и грабили еврейский селения и их кварталы. Жители вынуждены были прятаться в русских крепостях или были насильственно обращены в ислам и впоследствии с местным населением. Процессы этнической ассимиляции горских евреев дагестанцами сопровождали, пожалуй, всю историю развития окончательно утратили древнееврейский язык, который превращается в язык религиозного культа и традиционного еврейского образования обеспечили им личную и имущественную безопасность, либерализовала существующие в крае юридической нормы. Горских евреев на работу в государственное учреждения, в полицию и т.д., чего не разрешалось евреем-ашкеназам


Во время революции и гражданской войны большинство горских евреев оказалось на стороне большевиков. В советский период произошли существенные преобразованные во всех сферах жизни горских евреев, заметно улучшилось социально-бытовые условия, широкое распространение получила грамотность, выросла культура, умножилась элементы европейской цивилизации и т.д. В 1920-1930 гг. создаются и издаются алфавит, учебники, книги, газеты горских евреев. В 1934 г. был организован ансамбль танцев горских евреев под руководством Т.Израилова; в 1935 г. основывается профессиональной Татский государственный театр в г. Дербенте. Подавляющее большинство (более 90%) горских евреев к предвоенному времени уже переселились в города Дагестана, а в сельской местности осталось менее 1 тыс. человек. Во время ВОВ значительно число горских евреев, проживавших на оккупированной немецкими фашистами территории Северного Кавказа и Крыма было уничтожено.


Традиционными занятиями горских евреев являются земледелие, ремесло и торговля. По официальным данным губернатора Дагестанской области, в 1866г. из 5389 горских евреев в сельской местности проживало 4014 человек (74.5%), а в городах – 1375 (8.6%). В городах купцы имели лавки, а часть горских евреев объезжало почти все, включая и горные, аулы Дагестана, предлагая населению мелкие товары широкого потребления, мануфактура и др. Горские евреи имели почти одинаковые с соседями строительную технику, планировку, оружие, украшения. Собственно горско-еврейских поселений было немного: сел. Ашага-Араг, Мамраш, Ханджал-кала, Нюгди, Джараг, Аглоби, Хошмемзиль, Янгикент.


В последние годы, в связи с ростом напряженности, из-за войн и конфликтов на Кавказе, отсутствии личной безопасности, неуверенности завтрашнем дне многие горские евреи вынуждены принимать решение о репатриации. На постоянное жительство в Израиль из Дагестана 1989-1999 выехало 12 тыс. человек. Возникла реальная угроза исчезновения горских евреев с этнической карты Дагестана. Для преодоления этой тенденций необходимо разработать эффективную государственную программу возрождения и сохранения горских евреев как одного Дагестана.


Рейтинг@Mail.ru