Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Даргинцы
Даргинцы

Районы          Села         Писатели         Герои         Реки           

Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев – мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов. В науке, культуре, искусстве, образовании больших успехов даргинцы достигли в XIX-XX вв. Среди даргинцев много великих людей, революционеров, заслуженных деятелей, военачальников, героев, видных политиков, мастеров, писателей, поэтов, которыми гордятся дагестанцы и вся страна.


Традиционный быт даргинцев обычно даргинцев обычно характеризуется, как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное все власти мужа и отца. Многие из нравственно-этических норм даргинцев воплотились в обычаи гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянно жительства. Следование традициями кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Община многое для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение круга мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и др.). Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды.


В XIX – XX вв. господствующей формой даргинской семьи была малая семья. Еще в конце XIX в., можно было встретить элементы большесемейное организации в виде неразделенных семей. В наше время преобладает простые малые семьи – 77%, большинство из них двухпоколенные - 64,3%. Семьи входили в тухум – группу родственных патрилинейных семей от одного предка, имеющих родственников, идеологическое, общественно- бытовое единство. Тухум мог делиться на подобное структуры низшего порядка – патронимии, которое, разрастаясь, могут образовать новый тухум.


Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен. Система родства даргинцев – арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена: от “дудеш”. Брак заключался по шариату. Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация – патрилокальная; развод по шариату. Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в “другом” доме. (до и после свадьбы). Обряд производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или их поверенных; формальные согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля, обязательно. Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые и разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов общин Акуша- Дарго.


Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагскон, куда входила и часть собственно даргинцев. Некоторые селения входили в Тарковское шамхальство. Управлялась община страшинами, надзор за ними осуществляли кадии и старейшины, для наиболее важных вопросов собирался сход, в котором принимало участие все взрослое мужское население. Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из старшин; религиозные, семейные, по наследству, завещанием – кадием по шариату. Подавляющее большинство населения даргинцев составляло свободное крестьянство, было немного рабов. Даргинцы – мусульмане-сунниты шафиитского толка, ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы.


Даргинцы. История.


Даргинцы- коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание - дарган) относится к XV веку. Уже в XVI века сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.


Предыдущая    1    2    3    4    Следующая

Рейтинг@Mail.ru