Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Чеченцы
Чеченцы

Пища чеченцев, изготовленная из продуктов земледелия и в меньшей степени скотоводства, подразделялась на повседневную и ритуально-праздничную, свадебную, поминальную. Была и походная пища - ц1у (толокно из прожаренного ячменя, проса, ржи, а в последнее время - кукурузы). Повседневную пищу составляли: чурек с сыром, галнаш (тип хинкала из кукурузной муки), разные супы (дугана, шурэ чорп, жирга чорп), каши (худар). У состоятельных пища была более разнообразной: творог с маслом, яйца (xloa), мясо, мясной и куриный бульоны (джижиган, куотли чорп), лепешки с сыром, мясом, тыквой, домашние колбасы и др. Значительное влияние на культуру питания чеченцев Дагестана оказала кумыкская кухня. "Аккинцы готовят пищу подобную кумыкской (союзма - особый вид творога; чий - простокваша, гЬшкал (хинкал) - кусочки теста, вареные в жирном бульоне, чишлик - (шашлык)" - отмечает И.Ю. Али- роев (Алироев, 1994. С. 133). К заимствованным блюдам следует отнести плов (пилув и чилув - кумык.), киргизой пилув (киргизский плов), котлеты и др.


Общественные и семейные отношения дагестанских чеченцев имели как вайнахские, так и специфические черты, сформировавшиеся под влиянием соседних народов, в частности кумыков. Это было вызвано рядом обстоятельств. Предки аккинцев-ауховцев после переселения из Чечни в конце XVI - начале XVII в. в междуречье Аксая и Акташа были вовлечены в феодальные отношения. Находившиеся в зависимости от аксаевских и эндиреевских князей аухов- цы освободились от нее лишь в середине XIX в. Общественная жизнь до начала XX столетия регулировалась народными собраниями, сходами, состоявшими из всего мужского населения сельской общины. Состав схода (кхел) строился на основе представительства от дворов, патронимии. Он имел право решать общественные, хозяйственные, судебные и другие дела общинников. Общественное управление и суд были основаны на адатах и шариате (соответственно - обычном и мусульманском праве). Сельская община распоряжалась распределением общесельских пахотных, сенокосных и лесных участков. Сход сельской общины определял также сроки начала сельскохозяйственных работ, выступал посредником в примирении кровников и решал другие вопросы. Большое значение в жизни дагестанских чеченцев имела принадлежность к тому или иному тайпу, который состоял из группы родственных семей, находящихся друг с другом в кровном родстве и возводящих себя к общему мужскому предку-эпониму.


В общественном быту немалую роль играл обычай гостеприимства, а правила приема гостей были закреплены древней народной традицией. Распространение получили куначество, побратимство и аталычество. Важное значение в быту чеченцев имел обычай взаимопомощи {белхи)\ сохранялся обычай кровной мести. Основной формой семьи была малая моногамная двухпоколенная семья, хотя сохранялись и неразделенные семьи. Главой семьи являлся мужчина, но и женщина пользовалась относительно большей свободой в соответствии с ее положением в общественном производстве и трудовой жизни семьи. Существовало строгое половозрастное разделение труда. В народной педагогике большое место занимало трудовое воспитание, включавшее физическое и нравственное воспитание. У детей вырабатывались такие качества, как терпение, самообладание, упорство, настойчивость, смелость, решительность. Почитание старших, уважительное отношение к родителям - характерные черты чеченцев. В общении они придают большое значение этикетным нормам.


Браки заключались с 16-18-летнего возраста. В досвадебной и свадебной обрядности принимал участие многочисленный коллектив родственников, соседей, знакомых. Основными формами брака были браки по согласию, убегом, умыканием. Соблюдались обычаи избегания (между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми). Показателями счастливой жизни у чеченцев являлись наличие многодетной семьи, большое число близких родственников; приветствовалось и отмечалось рождение мальчика. Похоронные обряды исполнялись в соответствии с адатно-шариатскими нормами; при этом резали скотину, раздавали по куску мяса односельчанам, кормили пришедших на соболезнование и т.д. Дагестанские чеченцы обладают богатыми и разнообразными формами фольклора: преданиями, легендами, сказками, песнями, сказаниями (нартский эпос и др.). Богато представлены у них как музыкальное танцевальное искусство (особенно привлекателен мужской танец, отличающийся экспрессией), так и музыкальные инструменты: барабан, бубен, зурна, гармоника и др.


Ими выработана система производственных навыков, включающих сельскохозяйственный календарь, агротехнические, зоотехнические, метеорологическиеи прочие народные знания. Большую роль в духовной жизни играл ислам суннитского толка, проникший в их среду после переселения в Дагестан. Религиозные и календарные праздники: Курбан-байрам, Ураза-байрам, обряды вызова дождя, солнца и другие были яркими событиями в общественной жизни аккинцев. Мусульманская обрядность тесно переплетена у них с более ранними религиозными верованиями (почитанием гор, скал, деревьев, рощ, особенно богов неба и солнца, грома и молнии, богини плодородия, покровителя охотников и т.д.). В советский период истории у чеченцев Дагестана произошли значительныеизменения, которые охватили все сферы их жизни и деятельности: экономику, материальную и духовную культуру, семейный и общественный уклад. Хозяйства дагестанских чеченцев специализировались главным образом на развитии земледелия и скотоводства, включая такие новые виды занятий, как виноградарство, выращивание подсолнечника; они также работали на заводах и фабриках, в строительстве, в основном рабочими, каменщиками, малярами и т.д.


Предыдущая    1    2    3    4    5    6    7    8    Следующая

Рейтинг@Mail.ru