Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Азербайджанцы
Азербайджанцы

Ведущим типом семьи у азербайджанцев была моногамная малая двухпоколенная семья, хотя почти везде вплоть до середины XX в. сохранялись неразделенные семьи. Глава семьи - старший из мужчин - пользовался большим авторитетом. Существовало строгое половое и возрастное разделение труда. Серьезное значение придавалось физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков, которых приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми.


Приветливое и доброжелательное отношение к людям - характерная черта азербайджанцев. Об этом свидетельствуют и такие институты традиционного общественного быта, как гостеприимство и куначество. В общественном быту сохранялись также обычаи взаимопомощи, кровной мести и др. Большое влияние на семейный быт оказал шариат, регулировавший семейно-брачные отношения. Браки заключались с 15-18-летнего возраста; при выборе жениха и невесты их родителями предпочтение отдавалось двоюродным, троюродным братьям и сестрам или другим членам тухума. После сватовства, обручения и выплаты калыма (скотом и деньгами) сторона жениха платила также сют пули, капы пули, ёл пули (соответственно молочные, таможенные и дорожные деньги). Свадьбу играли один-два дня, начинали обычно в четверг и отмечали торжественно всем селением; свадьба у дербентцев состояла из свадьбы невесты, на которой присутствовали только женщины с обеих сторон, и свадьбы жениха, проводимой через неделю или месяц, где участвуют только мужчины; подают еду на стол и обслуживают тоже мужчины.


Накануне свадьбы происходит обряд хина геже ("ночь хны"): в доме невесты собираются близкие родственницы и подруги, которые купают ее, готовят к свадьбе, используя хну для окраски волос, а также ногтей рук и ног. Этот вечер и ночь они проводят в веселье, танцуют, шутят. На следующий день во время свадьбы в доме у невесты на торжестве присутствуют только женщины. Невеста сидит с открытым лицом в окружении подруг и близких родственниц. Все веселятся, танцуют, образуя круг; танцующим дают деньги (шабаш), которые отдают музыкантам. Танцы сопровождаются угощениями, общением.


Свадьба жениха проходит в его доме очень торжественно. В конце свадьбы ночью невесту забирают в дом жениха. Утром от нее приходят родственницы с пловом, приготовленным на молоке со сладкой приправой, а также курицей или индюшкой, фаршированной орехами и сухофруктами. В течение недели молодую никто не должен видеть, кроме мужа и его сестры. Через неделю совершают торжественный обряд уз ачан ("открывать лицо"): накрываются столы и невестку церемонно выводят к гостям - женщинам и членам семьи мужа, которые дарят ей дорогие подарки, свекр, например, дарит золото. Невестка обязана выполнять все работы по дому, кроме приготовления пищи, которую готовит свекровь.


Обычаи избегания и семейных запретов соблюдались два-три месяца.Рождение ребенка, особенно мальчика, многодетность приветствовались и считались показателем счастливой жизни. Обряд наречения имени отмечался следующим образом. Через 40 дней после рождения ребенка женщина, умеющая читать Коран, зачитывает определенные суры (къуран тапширан) и трижды в ухо ребенка выкрикивает его имя в присутствии родственниц и подруг. Такое собрание называется йыгъва. Эти женщины приносят в подарок печенья из миндаля (пахлава, шэкэр-бура), мясные пирожки (кутабы) и другие сладости. Женщин, пришедших в гости, невестка вначале угощает кашей, приготовленной из жареной муки (гоймак), а затем подают плов и другие кушанья.


Специфический обычай дербентских азербайджанцев - обычий, по которому в случае исполнения желаний (чтобы не болел и т.п.) ребенку ко дню Ашура (день траура по имаму Хусейну, погибшему в сражении при Кербеле 10 октября 680 г.) в знак шиитского траура шили одежду черного цвета. Похоронные обряды их почти не отличались от обрядов других народов, исповедующих ислам. У дербентских азербайджанцев на соболезнование в дом к умершему женщины приходят с утра до обеда, а мужчины - с обеда до вечера. Последние ходят на кладбище в течение 40 дней после полуденного намаза. Пришедших на соболезнование кормят перед полуденным намазом на скатерти (суфра) на полу; накрывается суфра отдельно для мужчин и для женщин. В течение семи дней приходит женщина, исполняющая роль муллы, которая читает суры из Корана и мерзия (марсия) (выдержки из истории гибели имама Хусейна и его приближенных) отдельно для женщин.


Предыдущая   1   2   3   4   5   6   7   Следующая

Рейтинг@Mail.ru